Дидактические игры для дошкольников младшего возраста (педагог дефектолог К.И. Холобцева) — МБДОУ №4 Ласточка

Дидактические игры для дошкольников младшего возраста (педагог дефектолог К.И. Холобцева)

Акция «Покормите птиц зимой!» в подготовительной группе «Радуга» восп. Д.М. Мирзоева
14.02.2021
Зимняя прогулка группы «Радуга» восп. Д.М. Мирзоева
15.02.2021
Показать все

Обучение приёмам «обобщение» и «классификация» серьезный процесс. Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предмета по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – названии группы — общих признаков.

Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Овладеть приёмами обобщение и классификации в полном объёме дошкольник пока не в состоянии. Ему ещё трудно освоить необходимые навыки для овладения этими приёмами, но научить его можно. Например, у него можно сформировать следующие умения:

  1. Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (действие соотнесения).
  2. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) Развитие этого умения происходит в несколько этапов.

Сначала ребёнок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может, так как недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов.

На следующем этапе ребёнок делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова, использует название одного из предметов группы или указывает на действие, которое может производить предмет или можно производить с предметом. Основная проблема данного этапа – неумение выделять общие признаки и обозначать их обобщающим словом.

Третий этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребёнок уже употребляет обобщённое название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, называние группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов.

Наиболее важным является четвёртый, заключительный этап, на котором формируется так называемое «опережающее обобщение». На этом этапе ребёнок ещё до осуществления группировки предметов может обозначить их родовым понятием. Овладение опережающим словесным обобщением способствует развитию умения осуществлять группировку в уме.

  1. 3. Распределять объекты по классам (действие классификации). В отличии от обобщения, классификация, предполагает проведение распределения объектов по классам (или предметов по группам). Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, не могут быть причислены только к какому-нибудь классу. Все зависит от основания, по которому проводится классификация.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берётся за основание классификации.

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача ребенка — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача родителей показать ребенку, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаемые дидактические игры направлены на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Вашему вниманию варианты заданий в ссылке Дидактические игры для младших дошкольников