Комплексы зрительных гимнастик в помощь родителям. учитель-дефектолог Т.В. Шелаева — МБДОУ №4 Ласточка

Комплексы зрительных гимнастик в помощь родителям. учитель-дефектолог Т.В. Шелаева

Аппликация «Жар-птица» с детьми старшей группы 03 «Дюймовочка»
14.09.2021
Аппликация «Неваляшка» старшая группа «Дюймовочка»
17.09.2021
Показать все

Зрение – прекрасный дар природы, позволяющий познавать и видеть окружающий мир. Сохранить и улучшить его вам помогут профилактические и оздоровительные упражнения для глаз. Основная направленность этих упражнений – улучшение и сохранение зрения, профилактика близорукости и дальнезоркости.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня. Ее продолжительность – от тех до пяти минут. Зрительная гимнастика проводится индивидуально или со всеми детьми в бытовой, игровой деятельности, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. При выполнении упражнений дети двигают только глазами, голова остается неподвижной: вправо-влево, вверх-вниз, далеко-близко (удалять и приближать предмет), по кругу, по диагонали. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движения предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет нужно держать чуть выше уровня глаз детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения должны находиться ближе к педагогу. Для зрительной гимнастики можно использовать индивидуальные предметы и проводить ее по словесным указаниям (с детьми старшего возраста).

 

Комплексы зрительных гимнастик.

  1. I. Для укрепления глазодвигательных мышц, снятия визуального напряжения:
  2. Плотно закрыть глаза и широко открыть. Повторить 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
  3. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. Повторить 8- 10 раз.
  4. Вращение глаз по кругу: по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 4 – 6 раз.
  5. Посмотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить 8 -10 раз.
  6. II. Для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности (релаксационный комплекс).
  7. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). Продолжительность – д о 10 минут.
  8. Использование элементов безконтактного массажа (тепловое нагревание разогретыми ладонями). Продолжительность — до двух минут.
  9. Упражнение «Пальминг» по методике У.Г.Бейтса: закрыть глаза, накрыть их скрещенными ладонями, чтобы не проникал свет. Не надавливать на глазные яблоки. Постараться увидеть полную темноту. Продолжительность – до трех минут.
  10. Пальцевой массаж точек акупунутуры (приемы традиционного китайского массажа «Цзинь-ло»). Точки Цзи-лин находятся с левой и правой стороны от переносицы, воздействие на них осуществляется подушечками больших пальцев обеих рук. Точки Тай-ян находятся на висках (найти самые чувствительные углубления), воздействие на них осуществляется также подушечками больших пальцев обеих рук. Точки Сы-бай находятся с левой и правой стороны от носа на самых чувствительных местах гайморовых пазух. Воздействие на них осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук. Точки Фен-чи находятся на самых выступающих косточках за ушными раковинами. Воздействие на них осуществляется совмещенными подушечками средних и указательных пальцев обеих рук. Продолжительность воздействия – 3-5 секунд на каждую точку.
  11. Приемы самомассажа глаз подушечками указательных пальцев обеих рук: над бровями, под бровями, под глазами. Направления массажных движений – от носа к вискам. Продолжительность – до трех минут.
  12. Приемы самомассажа глаз совмещенными подушечками указательного и среднего пальца обеих рук. Продолжительность – до трех минут.
  13. Массаж глазных яблок (веки закрыты) круговыми движениями пальца в течение 1минуты. Расслабляет мышцы, улучшает кровоснабжение.
  14. Легкое надавливание на верхние веки при закрытых глазах двумя – тремя пальцами в течение 1 – 2минут. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  15. Зажмуривание глаз при частоте движений 80 – 100 в минуту в течение 20 секунд – 1минуты. Улучшает кровообращение.
  16. Приближение и отдаление ладони (с открытыми и закрытыми глазами).
  17. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды. Поставить палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд. Повторить 10 – 12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает работу на близком расстоянии.

 

III. Упражнения для тренировки глазодвигательных и окологлазных мышц (динамический комплекс).

Все упражнения выполняются без очков и без напряжения зрения!

  1. Повороты глазного яблока с открытыми глазами без поворотов головы: по горизонтальному, вертикальному, диагональным направлениям. Продолжительность выполнения – до трех минут.
  2. Повороты глазного яблока с закрытыми глазами (по тем же направлениям). Продолжительность – до трех минут.
  3. Повороты глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки с открытыми и закрытыми глазами в течение 2 – 3 минут.
  4. Выполнение поворотов глазного яблока с использованием тест – объекта (различные предметы, игрушки), за движениями которого надо прослеживать глазами без поворотов головы. Продолжительность выполнения – 2-3 минуты.
  5. Приближение и отдаление тест – объекта от носа с открытыми и закрытыми глазами.
  6. IV. Упражнения, направленные на сброс зрительного напряжения (релаксационный и аккомодационный комплекс).
  7. Переключение взгляда с ближнего объекта на дальний.
  8. Глазной тренинг с исподьзованием специальных таблиц (по методике В.Ф Базарного, А.Г Демирчогляна). Прослеживание глазами по нарисованным траекториям.
  9. Перемещение взгляда по периметру окружающих предметов.
  10. Перемещение взгляда по отдаленно расположенным объектам на открытом ландшафте.
  11. Упражнение «Метка на стекле»: на оконном стекле на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, выбирается какой-то предмет для фиксации. Надо встать у окна на расстоянии 25 – 30 см от оконного стекла, затем поочередно переводить взор то на метку на стекле, то вдаль по 3 – 4 секунды. Упражнение проводится ежедневно 1 раз в день в течение месяца. Первые 3 дня продолжительность упражнения 3 минуты, затем – до 7 минут.
  12. Упражнение выполняется стоя около зеркала. Посмотреть в зеркало на свой правый глаз и моргнуть, затем – левый. Повторить 5 – 6 раз.
  13. Упражнение выполняется стоя с мячом. Перебрасывать мячик из одной руки в другую, моргая при каждом касании его руками. Выполнить 10 бросков.
  14. Раскачивать тело, голову, подобно маятнику. Глаза должны быть закрыты, а глазные яблоки должны двигаться вместе с головой.
  15. «Письмо носом». Глаза мягко прикрыты.

 

Зрительные гимнастики в стихах для детей.

Эти несложные комплексы профилактических упражнений направлены на коррекцию зрения и укрепление глазных мышц. Их можно выполнять сразу после занятия (во время занятия), особенно если оно связано с нагрузкой на глаза, или в течение дня. Предупредите ребят, что они все будут забавно выглядеть при выполнении упражнений. Но к этому можно привыкнуть.

  1. «Наши глазки».

Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть. Повторить 6 – 8 раз.

Быстро – быстро поморгаем, так чтобы для нас не успело исчезнуть то, что мы видим. Остановились, осмотрелись. Снова моргаем…(быстро моргать в течение 15 секунд). Повторить 3 – 4 раза.

А теперь глаза закрой                      Закрыть глаза и поглаживатьвеки

И погладь руками,                            подушечками пальцев.

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Повращай глазами вправо —                Делать круговые движения глаз в одну,

Раз, два, три.                                         затем в другую сторону.

Повращай глазами влево –

Снова повтори.

Пальчик к носу движется,                    Вытянуть вперед руку. Следить за

А потом обратно,                                  кончиком пальца, медленно приближая

На него посмотреть                               его к носу, а потом также медленно

Очень нам приятно.                               отодвигая обратно. Повторить 5 – 6 раз.

 

  1. «Дождик».

Капля первая упала – кап!                  Сверху пальцем показать траекторию

И вторая прибежала – кап!                   ее движения.

Мы на небо посмотрели,                    Смотреть вверх.

Капельки кап-кап запели.

Намочились лица,                                Вытирать лицо руками.

Мы их вытирали.

Туфли посмотрите —                            Показывать руками и смотреть вниз.

Мокрыми стали!

Плечами дружно поведем                    Делать движения плечами.

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,                                   Присесть.

Под кусточком посидим.

 

  1. «Жук».

В группу к нам жук влетел.                        Грозить пальцем.

Зажужжал и запел: «ж-ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел,                              Указывать рукой направление

Каждый вправо посмотрел.                        и прослеживать взглядом.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,                           Вытянуть правую руку. Следить за

Не дадим ему присесть.                      движением руки, приближая ее к носу.

Жук наш приземлился.                         Указать рукой направление вниз и

Зажужжал и закружился:                      проследить взглядом. Присесть.

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»!                        Вращать руками «волчок». Встать.

Жук, вот правая ладошка,                     Поочередно протягивают руки ладонью

Посиди немножко.                                вверх и смотрят на ладони.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди немножко.

Жук наверх полетел                           Поднять руки вверх и смотреть на них.

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,                Подняться на носочки и вытянуть

Но жука не достали.                           руки вверх.

Хлопнем дружно                                Имитировать полет жука и затем сесть

Хлоп – хлоп – хлоп,                              на стульчики.

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»!

 

  1. «Самолет».

Пролетает самолет,               Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим

С ним собрался я в полет.               самолетом.

Правое крыло отвел,                 Отводят руки попеременно и прослеживают

Поглядел.                                             взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу                       Делают вращательные движения перед грудью

И внимательно гляжу.               и прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь,                 Встают на носочки и выполняют летательные

Лечу,                                                  движения.

Возвращаться не хочу!

 

  1. «Зарядка для глазок».

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много!

Видим лучше во сто раз!