Консультация для педагогов и родителей «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» — МБДОУ №4 Ласточка

Консультация для педагогов и родителей «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»
25.01.2019
Духовно-нравственное воспитание
25.01.2019
Показать все

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

  • Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
  • Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением

 

 «Овощи в корзинке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина — молодец!

Показывают большой палец.

 «Капуста»

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

 «Овощи»

У Ларисы две редиски

А у Вовки две морковки

А у Алешки две картошки

Да еще у Петьки две хвостатых редьки

У Сережки – сорванца два зеленых огурца

Загибаем по два пальчика

 

 

 

 «Репка»

Репку мы сажали (роем пальцами)

Репку поливали (ладони наружу, ведем вниз имитируя воду)

Вырастала репка,

Хороша и крепка (пальцы в крючочки)

Вытянуть не можем (тянем)

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем!тянем-потяним!

Уххх! (расцепили)

 «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

 «Апельсин»

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 

«Варим компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот: (имитация под слова)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

   

«Белка»

  (по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 

 

 

 

 «Ежик»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

«Черепаха»

 Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

«У жирафа»

(пальцами растираем на часть, которую называем)

У жирафа пятна – пятнышки везде!

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животе, на коленях и носках.

У слона есть складки – складочки везде!

(пальчиками собираем складки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животе, на коленях и носках.

«Утята»

Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

 

 

 

 

«Бегемот»

Едет, едет, тихо едет на машине бегемот.

( руками «крутим воображаемый руль)

Потому что слишком скользко, очень сильный гололед!

(гладим поочередно между собой ладони)

Вдруг из дальнего угла появилось два ежа

(сгибаем и разгибаем два указательных пальца)

По дороге пробежали «Здравствуйте!» ему сказали.

(кончиками пальцев постукивают по ладони)

Удивился бегемот и на тормоз быстро жмет.

(разводим руки, изображая удивление)

И машину еле – еле бегемот остановил.

(кулаками одной руки надавливаем на ладонь другой, имитируя тормоз)

На дороге очень скользко —

(гладим поочередно между собой ладони)

Чуть ежей не задавил!!!

(грозим указательным пальцем)

 

  «Коза-рогатая»

Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!..
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

     «Домашние животные»

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большихОй, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину) 

«Котенок»

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 

 

 

«Котик»

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

       «Котята»

 

(играем пальчиками)

У кошки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

(пальцы вместе ладони врозь)

Два толстых, два ловких,

(прячем паль по парам)

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых!

 

Жук»

 

Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу…
(А. Береснев)
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

      

       

«Комарик»

Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

 

«Оса»

Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.
Большой братец
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

 

         

 

                        «Насекомые»

 

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

   «Улитка»

 

Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з…..» (щекочем ребенка)

   «Червяшки»

 

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по столу)
Каркает:»Вот и обед»
(указательный и большой пальчики «каркают».)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

                «Комарик»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Улий»

(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели)
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!

«Паучок»

( Руки скрещены.  Пальцы  каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

                         

«Пчелки»

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз, два, три, четыре, пять!

 

«Пчела»

 

          (Помахать руками.)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

 

 

                             «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

              «Зимующие птицы»

 

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

«Курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

 

        «Сорока-белобока»

Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка) 

«Шла кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

                  «Шалун»

 

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

«Качели»

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.

От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

 

                «Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

                      «Веер»

Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

 

«Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

                          «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

                    «За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

«Пальчики»

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

 «Мы считаем»

Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке — опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

                           

«Гномики»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

                       «Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

 

 

 

         

 

                             «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать.
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.

                      «Мальчик пальчик»

(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

 

«Пять пальцев»

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.)
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

«Помощники»

Раз, два, три, четыре

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли.

(трем одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(трем одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

«Пальчики уснули»

 

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.(в кулак)

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть,

Разбудили всех соседей.

Тут проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселиться стали все.

Веселились веселились,

Но пора в кроватку всем:

Десять, девять, восемь, семь,

Шесть калачиком свернулись

Пять зевнул и отвернулся,

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(разгибать и загибать поочередно под счет пальцы)

           «За работу»

Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» — широко расставить пальцы в стороны.

 

 

 

«Имена пальцев»

                                    

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Безымянный поедает,
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

                 Тема «Имена пальцев»

(растираем каждый пальчик)

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Палей второй –

Указчик старательный, —

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

 

«Мизинчик»

(загибаем по одному пальцу)

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

 

        «Гроза»

Капли первые упали

(стук по коленям)

Пауков перепугали

(бежит пальчиками)

Дождик застучав сильней

(сильнее стук)

Птички скрылись средь ветвей,

(показать птицу)

Дождь полил как из ведра,

(сильный стук)

В небе молния сверкает,

(рисуем молнию)

Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце

(разводим руки поверху в стороны)

Вновь посмотрит нам в оконце!

(улыбка)

             

«Дождик»

Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
(Народная потешка)
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино)

      «Снежок»

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить»,посмотреть вверх)
Два – поймаем. (» ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

                  

«Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

 «Домик»

Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

   «Дом ворота»

На поляне дом стоит,

«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

                                                       Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с                         Соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

«Хозяйка»

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

 

             «Гости»

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

 

                                     «Домик»

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

        

«Замок»

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

«Строим дом»

Молотком стучу, стучу,

(стучим кулаком правой руки по ладони левой)

Сто гвоздей заколочу.

(наоборот)

Буду строить дом, дом,

(кулак об кулак)

Буду жить в нем, нем

(показать дом)

 

           «Осень»

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

                «Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  — это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

                 «Времена года»

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим —

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

«Листья»

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга)

         «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

 

 

            «Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

 

«Этот пальчик»

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я,

Вот и вся моя семья.

                       «Мама»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель —

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. — «фонарики».

«Это мы»

Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)

«Рыбка»

(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)
И услышим мы – плюх, плюх!

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

 

 

   «Подводный мир»

 

             Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

                               Тема «Одежда»

         

«Стирка»

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки —

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

 Пальцами

 правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

 

 

 

 

                  Тема «Подводный мир»

                                    

«Медуза»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

                 Тема «Подводный мир»

         

«Лодочка»

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

 

 

                  Тема «Подводный мир»

                                    

«Рыбка»

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

                               Тема «Одежда»

          обувь

«Новые кроссовки»

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка
Новые кроссовки.
(«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.

 

 

                                 Тема «Одежда»

                                    

«Одежда»

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Алёнушка шустра,
Алёнушка быстра:
(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.)
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Постирала платок,
Погладила поясок,
Платье надела
(Развести ладошки в стороны.)
И песню запела.
(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)
Везде поспела,
В охотку ей дело!

                                Тема «Посуда»

         

«Посуда»

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Алёнушка шустра,
Алёнушка быстра:
(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.)
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Постирала платок,
Погладила поясок,
Платье надела
(Развести ладошки в стороны.)
И песню запела.
(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)
Везде поспела,
В охотку ей дело!

 

 

                                 Тема «Посуда»

                                    

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

                                Тема «Посуда»

         

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(Одна ладонь скользит по другой.)
Мы посуду перемыли,
(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.

 

                                 Тема «Мебель»

                                    

«Стульчик»

«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

 

                               Тема «Мебель»

         

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

 

 

 

 

 

 

 

                            Тема «Часы»

                                    

«Часы»

(сели на ковре, ноги поджаты, пальцы бегтн по коленям вверх)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час?

Вдруг часы сказали «Бом!»

(хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком!

(руки согнуты в локтях, кряковые движение вниз)

Мышь полезла второй  раз

Посмотреть, который час?

Вдруг часы сказали «Бом!, Бом!»

(хлопок над головой, два раза)

Мышь скатилась кувырком!

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час?

Вдруг часы сказали «Бом!, Бом!, Бом!»

(хлопок над головой, три раза)

Мышь скатилась кувырком!

 

 

 

              Тема «Растения и грибы»

         

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 

                Тема «Растения и грибы»

                                    

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония —

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

О           Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком».

 

 

 

              Тема «Растения и грибы»

         

«Цветы»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

 

 

                Тема «Растения и грибы»

                                    

«В лес по ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

 

 

 

              Тема «Растения и грибы»

         

«Береза»

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посреди долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

 

 

                Тема «Растения и грибы»

                                    

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(ладони вместе)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(пальцы врозь)

Всем лепесткам красота и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз и пыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

 

                         Тема «Профессии»

         

«Профессии»

 

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

 

                           Тема «Профессии»

                                    

«Сапожник»

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток.

Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!

 

                          Тема «Транспорт»

         

«Вертолет»

Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

 

 

 

 

 

 

                            Тема «Транспорт»

                                    

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать —

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.