Материал по теме «Цветы» познание природного мира (краеведение) в подготовительной к школе группе (восп. Н.Е. Лабонина и И.И. Гарбуз) — МБДОУ №4 Ласточка

Материал по теме «Цветы» познание природного мира (краеведение) в подготовительной к школе группе (восп. Н.Е. Лабонина и И.И. Гарбуз)

Пальчиковые игры с детьми дома. Возраст 5-7 лет. (музыкальный руководитель Новгородова З.В.)
14.05.2020
РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ (ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ Е.А. ПАНОВА)
15.05.2020
Показать все

Занятие познанию природного мира (краеведение) в подготовительной группе 03 «Дюймовочка» на тему: «Лекарственные растения Крыма».

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями родного края.

Задачи: закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Расширять словарный запас словами-названиями лекарственных растений. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование: картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами.

Ход занятия:

Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из трав, таблетки и микстуры.

Беседа с детьми.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

ДУШИЦА

Взгляните на это растение. (Показ душицы).

А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Загадка

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

         ПОДОРОЖНИК

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

 

ЛАВАНДА

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

 

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички.

(Ромашка)

 РОМАШКА

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

ЧАБРЕЦ (тимьян)

Как и ромашка, чабрец, он же тимьян, использовался в лечебных целях давно. Эта трава богата на витамины В и С. Чабрец нашел применение не только в народной, но и в официальной медицине. Сегодня – это основной компонент лекарства «Пертусин», что помогает от кашля.

Давно известно, что чабрец/тимьян отлично идет как приправа в еду. Его добавляют в мясные блюда, компоты, соусы, чаи.

   ШАЛФЕЙ

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.

А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

 

ЗВЕРОБОЙ

Название произошло от казахского «джерабай» — исцеляющий раны.

Его можно найти в степи, на лесных опушках.

Настоянным на масле зверобоем в народной медицине обрабатывают язвы, ссадины, ушибы, так как он обладает противовоспалительным действием.

Физ. минутка «Вместе мы гулять идем…»

Вместе мы гулять идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах.

Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Нужно хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Игра на внимание и запоминание.

Давайте проверим, как ребята запомнили растения! Посмотрим на картинки и назовем растения.

Д/и «Определи растение по запаху»

Если у вас имеются аптечные травы, познакомьте ребенка с запахами трав в течение занятия, показывая и рассказывая о каждой, а затем предложите угадать растение по запаху.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Предложите ребенку поиграть в «Аптеку». Подготовьте атрибуты к игре.

Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.