Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук — МБДОУ №4 Ласточка

Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук

Школьная готовность
12.01.2019
Новогодние мероприятия в ДОУ
12.01.2019
Показать все

Консультация для педагогов и родителей

Старший воспитатель МБДОУ №4 «Ласточка»
Журавская Е.Г.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели

.Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе

.Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу .Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Это решает сразу две задачи:

*во-первых ,косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей,

*во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости ,формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Компоненты, которые лежат в основе развития и подготовки руки дошкольников к письму:

• Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;

• Развитие ручной умелости;

• Развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху — вниз, вперед-назад.) ;

• Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

• Развитие графических умений.

Для развития точной ручной координации, я использую следующие игры:

• Зарядка для пальчиков;

• Пальчиковые игры и упражнения;

• Игры и занятия с пуговицами;

• Игры и занятия с крупой и зернобобовыми;

• Тактильные таблички;

• Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек;

• Ниткопись;

• Игры с конструктором, мозаикой.

Подготовка руки дошкольника к письму

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходит значительные изменения структуры содержания детской деятельности.

У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.

Другие авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержки в развитии.

Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Что же нужно ребенку для успешного овладения письмом?

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. Красивое письмо обязательно требует соблюдения не только одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Основным показателем хорошего подчерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С Комарова, И. Н. Садовникова, М. М. Кольцова, для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления. Чувства ритма.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо, может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и подготовки его руки к письму.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:

• Гимнастика пальцев и кистей рук;

• Ориентирование на листе бумаги;

• Формирование элементарных графических навыков (с 5-5, 5 лет – рекомендуют физиологи и медики) .

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук,

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры,

  • Лепка,

  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусин, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами,

  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить.

Существует множество простых способов развития моторики детей дошкольного возраста.

  • аппликация -театрализованная деятельность

  • вырезывание -пластические этюды

  • лепка -подвижные игры

  • рисование -игры на координацию речи и движений

  • штриховка -логоритмика

  • обводка -танцевальная деятельность

  • дорисовывание предмета

  • соединение по точкам

  • мозаика

  • оригами

  • собирание узора из предметов

  • (бисер, рис, пуговицы и т. д.)

  • пальчиковый театр

  • пальчиковые игр

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

К пассивной гимнастике для рук относится массаж кистей рук, который не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа (поглаживание проводят медленно, плавно). При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10 – 12 раз при необходимости курс можно повторить через 10 – 30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку. Более подробно с правилами массажа, упражнениями массажа можно ознакомится в книге Е. Краузе «Логопедия», 2003г. и других ученых.

К активной гимнастике относятся игры с предметами, пальчиковые игры с сопровождением слов, упражнения без речевого сопровождения.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2–3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Дети будут с большим интересом запоминать слова сопровождающую гимнастику, если игра будет связана с темой занятия или уже пройденного материала. Поэтому предлагаю сборник специальных упражнений, где собраны игры направленные на развитие общей и мелкой моторики на различные темы.

Развитию руки способствуют также игра с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка, рисование, плетение, занятия ритмикой, физкультурой.

Предлагаются комплексы пальчиковых упражнений. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др., такие игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 — 7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезывания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают, не целую форму, а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую? «, «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная) .

Изучив специальную литературу, основываясь на результатах бесед с педагогами дошкольных учреждений и учителями начальных классов, считаю целесообразным систематизировать работу, направленную на развитие графического навыка в детском саду. Так, например, различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики применять не только на специально предназначенных для этого занятиях (конструирование, лепка, рисование, но и в процессе занятий по окружающему миру, математике, развитию речи, обучению грамоте, отдельной строкой выносить упражнения направленные на развитие графического навыка в перспективном и календарном планировании. (Приложение) Также необходимо проводить работу среди родителей: консультировать, объяснять важность работы направленную на развитие графических навыков в дошкольном возрасте, предлагать литературу и специальные упражнения.

6. Формирование графических навыков

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй предмет по точкам», «Соедини точки» и т. д. эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради.

Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ребенок, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия.

В книге «Подготовка к обучению грамоте» четко рассказано о том, как ребенок должен правильно сидеть при письме, как расположить тетрадь, как правильно держать ручку. Также в настоящее время выпускается множество рабочих тетрадей и развивающих прописей (под редакцией Соколовой Е. И., В. Дмитриева «Волшебные прописи», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Учимся писать и рисовать», Пушков А. Е. «Упражнения для вырабатывания четкости линий», Татаринкова Л. Ю. «Готовим руку к письму» и др.) где подробно описана система работы по формированию графических навыков и самое главное дан практический материал.

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действий, которые они должны осуществить, а затем закрепить их правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий.

У каждого человека свой темп письма. Стремление взрослого ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей ребенка может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.

Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Последовательность заданий в ныне выпускаемых рабочих тетрадях основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т. д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика) .

Графические упражнения и штриховка.

Выполняются сначала на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.