Цель консультации – оказать поддержку родителям и воспитателям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду и заинтересовав в совместной работе с воспитателем и/или родителем, мотивировать их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.
Задачи:
Процесс привыкания к атмосфере детского сада может протекать достаточно драматично, со слезами, протестом и отказом идти утром в детский сад. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:
— нервно-психические нарушения;
— эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;
— соматическую ослабленность;
— проблемы с едой, сном и туалетом;
— флегматический темперамент;
— выраженное левшество;
— проблемы общения.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети и дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.
Второй блок причин связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:
— конфликтность;
— проблемы взаимоотношений;
— дефекты воспитания;
— недостаточно сформированный навык общения (нетерпимость к чужому мнению, настырность, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям);
— хроническое чувство усталости;
— тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;
— ипохондрический настрой, который выражается в том, что мама считает ребенка нездоровым.
Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.
Третий блок причин связан с особенностями личности педагога и всего дошкольного учреждения.
Основные особенности:
— негибкий режим дошкольного учреждения;
— отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов; — частая сменяемость воспитателей;
— большое количество детей в группе;
— высокий шумовой фон в группе детского сада;
— неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;
— авторитарность педагога;
— недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.
В период адаптации родители способны поддержать своего ребенка. Для этого необходимо:
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— есть с хлебом; — пользоваться ложкой;
— после еды задвигать свой стул;
— активно участвовать в одевании, умывании;
— самостоятельно ходить в туалет.
Наглядным примером должны выступать родители. Требования к ребенку должны быть последовательными и доступными. Важно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять, давать положительную оценку даже за попытку выполнения. Очень важным условием успешной адаптации младших дошкольников является профилактическая работа с ними. По возможности, сводите ребенка еще до поступления на экскурсию в детский сад, расскажите, чем занимаются дети в ДОУ, где гуляют, как вкусно кушают и т.д. Читайте веселые рассказы о детском саде, используйте сюжетно-ролевую игру в «детский сад».
Что нужно делать педагогам для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.