Проблемы адаптации детей к условиям детского сада — МБДОУ №4 Ласточка

Проблемы адаптации детей к условиям детского сада

Игры с детьми в период адаптации
22.10.2018
Тема недели: «Продукты питания».Занятие в старшей группе
24.10.2018
Показать все

         Цель консультации – оказать поддержку родителям и воспитателям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду и заинтересовав в совместной работе с воспитателем и/или родителем, мотивировать их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.

          Задачи:

  • формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы;
  • объединение их в одну команду;
  • воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
  • ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре, а родители — равноправного партнёра в воспитании.

Процесс привыкания к атмосфере детского сада может протекать достаточно драматично, со слезами, протестом и отказом идти утром в детский сад. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

 Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:

— нервно-психические нарушения;

— эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;

— соматическую ослабленность;

— проблемы с едой, сном и туалетом;

— флегматический темперамент;

— выраженное левшество;

— проблемы общения.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети и дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.

       Второй блок причин связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:

— конфликтность;

— проблемы взаимоотношений;

— дефекты воспитания;

— недостаточно сформированный навык общения (нетерпимость к чужому мнению, настырность, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям);

— хроническое чувство усталости;

— тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;

— ипохондрический настрой, который выражается в том, что мама считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.

Третий блок причин связан с особенностями личности педагога и всего дошкольного учреждения.

Основные особенности:

— негибкий режим дошкольного учреждения;

— отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов; — частая сменяемость воспитателей;

— большое количество детей в группе;

— высокий шумовой фон в группе детского сада;

— неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;

— авторитарность педагога;

— недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.

В период адаптации родители способны поддержать своего ребенка. Для этого необходимо:

  1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми (обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним).
  2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
  3. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  4. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
  5. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действия.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— есть с хлебом; — пользоваться ложкой;

— после еды задвигать свой стул;

— активно участвовать в одевании, умывании;

— самостоятельно ходить в туалет.

Наглядным примером должны выступать родители. Требования к ребенку должны быть последовательными и доступными. Важно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять, давать положительную оценку даже за попытку выполнения. Очень важным условием успешной адаптации младших дошкольников является профилактическая работа с ними. По возможности, сводите ребенка еще до поступления на экскурсию в детский сад, расскажите, чем занимаются дети в ДОУ, где гуляют, как вкусно кушают и т.д. Читайте веселые рассказы о детском саде, используйте сюжетно-ролевую игру в «детский сад».

        Что нужно делать педагогам для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

  1. Организовать проведение индивидуальных бесед с родителями трудно адаптируемых детей на предмет выяснения характера семейных отношений. Вопрос, на который необходимо найти ответ совместно с родителями: «Что нужно сделать, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?»
  2. Разработать программу рекомендаций для каждого конкретного ребенка и совместно с родителями обозначить конкретные сроки ее реализации. С целью предупреждения нервных расстройств и последующего негативного отношения к детскому саду, в случае нервной и соматической ослабленности, отдавать в ДОУ мальчиков не ранее 3,5-5 лет, девочек – не ранее 3-4 лет. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения, для того, чтобы исключить утомляемость детей и позволить им постепенно включаться в жизнь детского сада.
  3. В группе необходимо создать индивидуальный подход с учетом интересов, склонностей и особенностей психологического состояния ребенка.
  4. Педагогу необходимо учитывать стиль семейного воспитания ребенка. Например, при гиперопеке в семье на первых порах и в детском саду необходимо повышенное внимание.
  5. Организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, имеющими проблемы общения. Подключать ребенка в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов.
  6. Для уменьшения внутреннего напряжения у детей с проблемами адаптации необходимо проводить с ними подвижные, эмоционально насыщенные игры и занятия. С этой же целью организуются игры с масками, куклами, где сюжет сочиняется по ходу игры и тут же исполняется.