«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» ( подготовила педагог-психолог Панова Е.А.) — МБДОУ №4 Ласточка

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» ( подготовила педагог-психолог Панова Е.А.)

Повышение квалификации
28.05.2020
Материал на тему «Светофор» лепка для детей средней группы (воспитатель Е.И. Калашникова)
29.05.2020
Показать все

Консультация для родителей

Ваш ребенок готовится поступить в школу? Это испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой ​​первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе — заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Для того, чтобы эффективно подготовить ребенка к первому классу школы, необходимо понимать, что значит, готовность к школе и четко представлять себе какой он, ребенок готовый к школе.

Прежде всего, разберемся, какая бывает готовность к школе. Можно условно разделить ее на педагогическую и психологическую.

Педагогическая готовность – это тот уровень знаний, умений и навыков, которые формируются у ребенка в период посещения детского сада и если ребенок усвоил программу детского сада – он готов к школе, т. е. у него есть запас знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению — есть необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (Н. И. Гуткина).

Составляющие психологической готовности:

Мотивационная готовность — выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Это внутреннее желание ребенка стать школьником, готовность принять на себя новую социальную роль. Ребенок, внутренне готовый к школе, говорит: «Я хочу пойти в школу, чтобы учиться, чтобы все узнать». Ребенок, у которого не сформирована внутренняя позиция школьника, часто говорит: «Я хочу в школу, потому, что там можно играть на переменах, мне купят красивую форму и пенал».

Волевая готовность — умение сознательно ставить и достигать цели, подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать педагога и точно выполнять задания, умение задерживать свои импульсы.

Например: не перебивать других в разговоре. Другими словами – сформированность произвольного поведения. Когда ребенок может дослушать задание до конца, а не сразу хватать карандаш и рисовать после слов педагога: «Давайте сейчас нарисуем… »; когда может действовать по заданному образцу, а не объяснять педагогу: «Мне так больше нравится, я ТАК хочу это сделать! ». То есть, когда «надо» побеждает «хочу». То есть, умение самостоятельно ставить несложную цель и достигать ее (например, понять задачу и решить ее, запомнить стихотворение и т. п.)

Интеллектуальная готовность — достаточный уровень развития познавательных психических процессов, таких как: мышление (умение анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть общее и разное); умение понимать простые символы (знаки «плюс-минус, равно, больше-меньше»).

У ребенка должны быть достаточно развиты:

  • внимание — умение сконцентрироваться на задании, удержать внимание в течение всего занятия, уметь переключать внимание с одной деятельности на другую в нужный момент;
  • память – умение запомнить нужный объем информации (5-7 единиц, а так же умение удерживать в памяти задание педагога, умение воспроизвести информацию по просьбе педагога;
  • речь – достаточный словарный запас для того, чтобы формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы, развернуто отвечать на вопрос.

Эмоциональная готовность — умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать в случае необходимости, чувство товарищества. Умение понимать себя и окружающих, их эмоции и поступки.

Сформированность необходимых навыков письма (графических навыков) – умение правильно держать карандаш, ориентироваться на странице, выполнять графические диктанты, умение регулировать силу нажима при письме.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

  1. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
  2. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);
  3. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям:
  • животные (домашние и дикие),
  • страны (южные и северные),
  • птицы,
  • насекомые,
  • растения (цветы, деревья),
  • овощи,
  • фрукты,
  • ягоды,
  • транспорт (наземный, водный, воздушный),
  • одежду,
  • обувь и головные уборы,
  • посуду,
  • мебель,

а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

  1. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  2. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  3. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право — лево, верх — низ и т. д.);
  4. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
  5. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий;
  6. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.