Во время самоизоляции Вы можете наблюдать повышенную тревожность не только у взрослых членов семьи, но и у детей. Для лучшего понимания, предлагаю рассмотреть портрет тревожного ребенка.
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
- Боязлив, плаксив, пуглив.
- Такому ребенку, трудно сосредоточиться на чем – либо.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Наблюдается чрезмерная напряженность и скованность в различных ситуациях.
- Смущается чаще других.
- Как правило, краснеет, прячется, или плачет в незнакомой обстановке.
- У такого ребенка, как правило, руки холодные и влажные.
- Наблюдается такая привычка как грызть ногти, сосать пальцы, теребить волосы, кусать губы.
- Боится чужих взрослых, посторонних людей.
- У такого ребенка, достаточно часто наблюдается расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Наблюдается сниженный аппетит.
- Засыпает с трудом, сон беспокойный.
- У такого ребенка многое вызывает страх.
- Такой ребенок легко расстраивается и чаще не может сдержать слез.
- Тяжело переносит ожидание.
- Нет уверенности в себе и своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
- Не любит браться за новое дело.
Во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Детям передаётся состояние родителя, даже если он не говорит ничего пугающего. Иногда взрослый и сам не осознает свою тревожность, но о ней свидетельствует его суетливость, импульсивность действий, хаотичность в поведении.
Во время самоизоляции вы можете наблюдать у своего ребенка некоторые изменения в поведении, появление признаков тревожности из списка выше.
Повлиять на ситуацию за пределами дома вы не можете, но вы можете сделать более радостным и приятным климат в семье.
Что необходимо делать для снижения и предупреждения тревожности:
- Объяснить детям ситуацию в, данный момент, в соответствии с возрастом ребёнка не вдаваясь в подробности (для малышей, например, подойдёт сказка, которую можно сочинить вместе). Важно: не говорить о смерти, если сам ребёнок не интересуется этим вопросом, особенно в формулировке по типу «страшный вирус, выйдешь на улицу — заболеешь и умрешь“ (поверьте, иногда в стремлении защитить ребёнка, родители бывают очень прямолинейны, что чревато последствиями)
- Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!»
- . Если вы видите, что ребёнка что — то беспокоит — отложите все дела, обсудите с ним его чувства, используйте тактильное взаимодействие (объятия, прикосновение, поглаживания рук и головы, поцелуи) — это обеспечит малышу ощущение безопасности.
- Создайте распорядок дня для своей семьи, который будет комфортным для всех, с учётом особенностей детей.
- Привлекайте ребёнка к совместным занятиям и домашней работе. Сделайте упор на подвижные и развивающие игры. Меньше телевизора и компьютера, которые повышают тревожность, но совместный просмотр семейного фильма или мультика, конечно же возможен)
- Не обсуждайте новости в мире в присутствии детей. Старайтесь меньше думать о плохом.
- О прогулках: минимизируйте пребывание на улице, дышите свежим воздухом с балкона, если все — таки собрались на прогулку — гуляйте в безлюдных местах, обеспечив должную защиту ребёнка, не разрешайте малышу контактировать с другими детьми (не из вашей семьи).
- Мир и взаимопонимание в семье, атмосфера любви и уважения — лучшая среда для пребывания, развития и безопасности ребёнка.
Вы можете использовать это время, для того чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Берегите себя и своих детей!