Индивидуальное занятие учителя — логопеда Н.В. Кобзарь «Автоматизация поставленных звуков у детей : Звук Л, Р, Ш.» — МБДОУ №4 Ласточка

Индивидуальное занятие учителя — логопеда Н.В. Кобзарь «Автоматизация поставленных звуков у детей : Звук Л, Р, Ш.»

Рисование «Дорожные знаки» в старшей группе «Солнышко»
23.05.2022
Коррекционная работа в младшей группе «Карапузы».
25.05.2022
Показать все

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную базу звуков, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.)  После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.                                                                                                            

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных  речедвигательных связей на различном  речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации  правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах;  автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных  рассказах; автоматизация звука в разговорной речи (Л.С.Волкова, Т.В.Волосовец, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.)                                                                                 

Прежде всего звук вводится в слоги. Слог – более простая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смысла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой стороны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания, эта работа является наиболее сложной. Перед логопедами-практиками всегда стоит задача создания и внедрения в практику разнообразных упражнений для автоматизации произнесения звука в слогах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к непосредственно образовательной  деятельности, пропадает желание посещать кабинет учителя – логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Это позволяет решить сразу несколько задач: пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти (О.В. Шичанина).                                                                                            

 Автоматизация звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.