Как же заниматься с ребенком дома, чтобы не навредить его развитию и желанию узнать новое?
С ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр.
Ничего нельзя навязывать ребенку.
Занятия лучше проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому.
Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости некоторые слова. Как правило достаточно двух – трех повторений, чтобы ребенок запомнил небольшой стихотворный текст.
Важно развивать все виды восприятия ребенка. Поэтому при рассматривании натуральных предметов разрешайте ребенку трогать и ощупывать их, нюхать, пробовать на вкус.
При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова – антонимы: гладкий – шершавый, кислый – сладкий, тяжелый – легкий.
Наберитесь терпения, будьте упорными — и тогда ваши усилия будут вознаграждены.
Для регулярных занятий с ребенком дома вам потребуются:
Цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь, ножницы, цветная бумага, мяч; хорошо иметь книжки-раскраски и библиотеку детской литературы.
ИГРЫ С РЕБЁНКОМ НА КУХНЕ
Все мы рано или поздно сталкиваемся с одной проблемой — как одновременно готовить обед и не оставлять ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и других современных электрических сиделок. А какая иная деятельность, кроме готовки, собирает всех членов семьи вместе?
Время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми перед тем, как все соберутся к ужину и разойдутся для домашних занятий, встреч с друзьями и тому подобного. Разумеется, если однажды кто-нибудь из взрослых освободиться пораньше, пригласите и его поиграть: чем больше участников, тем лучше, тем интереснее. Вы обнаружите, как легко и увлекательно занимать ребенка, пока вы собираете на стол. Можно провести массу игр и игровых упражнений. Это могут быть игры, развивающие у детей речевое и слуховое внимание, фонематическое восприятие, обогащающие словарь детей эмоциональной лексикой.
Упражнение № 1 «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так
Ток – тук – так
Бык – бак – бок
Дам – дом – дым
Ком – дом – гном
Тыква – будка – буква
Моток – каток – поток
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па
То – та – ту
Ты – та – то
Па – ба
По – бо
Упражнение №2 «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение от лица ежика с различной интонацией ( грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение №3 «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение ( с эмоциональными словами)
Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по …(полянке).
Упражнение №4 «Замени слово»
Вы произносите предложение, а ребенок заменяет повторяющееся слово словом-синонимом.
Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (печальные).
Упражнение №5 «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Упражнение № 6 «Скажи ласково»
дом – домик;
огурец – огурчик;
вкусный – вкусненький;
сухой – сухонький и другие.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Су-Джок — один из приёмов развития мелкой моторики.
Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, чаще всего обращают внимание на умение ребёнка читать и считать. При этом не предают значения тому, как развита у малыша мелкая моторика рук.
Однако умение производить точные движения пальцами руки является важным показателем готовности к обучению в школе. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи и имеют большое значение для овладения письмом.
На сегодняшний день методов развития мелкой моторики рук достаточно много. В нашем детском саду успешно апробирован метод использования Су-Джок терапии в сочетании с коррекционно-логопедической работой.
Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса (который как правило нарушен у детей с речевой патологией) и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Игровой самомассаж проводится в виде 2 – 3-х минутных упражнений. Предлагаю вам несколько упражнений.
Упражнение № 1
Соединить ладони пальцами вперёд. Су-джок находится между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая су-джок только мягкими частями ладони. 5 – 6 движений.
Упражнение № 2
Повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая внизу. Су-джок находится между ладонями. Перемещать массажор вперёд-назад от ладони до кончиков пальцев. 1 – 2 движения на каждый палец.
Упражнение № 3
Взять Су-джок подушечками большого и указательного пальцев. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать его вперёд-назад, слегка на него нажимая. Аналогично делать массаж кончиков других пальцев. 3 – 4 движения на каждый палец.
Упражнение № 4
Суд-жок удерживается в горизонтальном положении между большим пальцем и указательным (средним, безымянным, мизинцем), по команде прижимать его к ладони, а затем выдвигать его вперёд как можно дальше. 2 – 4 движения на каждый палец.
Упражнение № 5
Ладонь с разведёнными в сторону пальцами лежит на столе. Между средним и указательным (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) зажат су-джок. Поднять су-джок усилием мышц как можно выше над столом. Свободные пальцы прижаты к поверхности стола. Повторять подъёмы 1 – 2 раза.
Упражнение № 6
Су-джок лежит на столе. Удерживая его подушечками указательных (безымянных, средних, мезинцев) поднять над столом, а затем опустить в исходное положение. Запястья опираются на стол.