Консультация для родителей на тему: «Особенности организации коррекционных занятий с детьми». Воспитатель Лабонина В. И. — МБДОУ №4 Ласточка

Консультация для родителей на тему: «Особенности организации коррекционных занятий с детьми». Воспитатель Лабонина В. И.

Литературно-творческий краткосрочный проект «Стихи Агнии Барто».
17.02.2022
Подарки для папы
21.02.2022
Показать все

Ребенок с НФЗ нуждается в особых психологических и коррекционно-развивающих условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами в дошкольном учреждении. Не редко такие дети имеют и вторичные эмоциональные нарушения (сниженная выносливость к минимальному эмоциональному дискомфорту, агрессивные состояния, отсутствие глазного контакта, неспособность к длительному поддержанию контакта, отсутствие избирательности в контакте, быстрая утомляемость, которые становятся серьезным  препятствием для полноценного включения ребенка в образовательную деятельность.

Дети с отклонениями в развитии испытывают сложности в получении информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что детям с НФЗ нужны особые условия социализации и окружающей среды. Это в первую очередь взаимосвязь и взаимопомощь специалистов, индивидуально-личностный подход, взаимные установки семьи и детского сада, комфортная предметная среда ДОО. В дошкольной организации коррекционную работу с детьми с НФЗ проводят медицинские работники, психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители.

Модель коррекционной деятельности в ДОО представляет собой целостную систему индивидуальной психолого–педагогической работы с ребенком с НФЗ всех специалистов в едином коммуникативно-ориентированном алгоритме. Так, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом, а также занятия в мини-группах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, так же как и другие виды  организованной деятельности в саду, – все это может рассматриваться как «среда отношений» для решения смысловых жизненных задач.

Педагоги особое внимание уделяют принципу интеграции образовательных областей и предпочитают интегративный подход.

Создание комфортного психологического климата и понимающего педагога, как друга, помощника и наставника позволяет ребенку чувствовать себя уверенно в коллективе детей, раскрывать свои таланты и способности, развивать умение решать проблемные ситуации, озвучивать свое мнение, радоваться каждому дню. Участие родителей в жизни детского сообщества, способствует социальному развитию детей, делает ребёнка более успешным, а при переходе в школу успешным в обучении.

Предметно–пространственная развивающая среда строится как доступная и безопасная, содержательно–насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная; с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ОВЗ; соответствует адаптированной образовательной программе ДОО; имеет современное физкультурно-оздоровительное оборудование, развивающие интерактивные центры и центр релаксации.

Не менее важный элемент коррекционного  сопровождения образовательного процесса – мониторинг. Отслеживание развития каждого ребенка позволит не только оперативно решать задачи по преодолению возникающих у отдельных детей трудностей при освоении программы, но и предупредить их появление. Рабочая программа группы разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Индивидуальный подход реализуется через систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалиста, которые планируются на основе результатов диагностического обследования, а также через индивидуальные занятия воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и логопеда, а также коррекционной работы воспитателя с детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с нарушением зрения. Она обеспечивает слабовидящему ребенку разнообразное предметно – объектное окружение, выполняющее роль визуального стимульного материала, побуждающего его обогащать зрительный опыт. Дидактический материал в инклюзивной группе может использоваться как для общего предназначения, так и для фронтальной работы с детьми, а может использоваться как индивидуальное средство обучения. Имеется материал для дидактических, сюжетно-ролевых, настольнопечатных и подвижных игр. Материалы для лепки, аппликации – плотная фактурная бумага, бархатная бумага, фактурные ткани, природные объекты.

Организация непосредственной образовательной деятельности в инклюзивной группе требует соблюдения здоровье– сберегающего режима (равномерное распределение зрительной нагрузки для детей с нарушением зрения), предусматривает сочетание разных форм обучения (индивидуальная, подгрупповая и фронтальная). Занятия проводятся с использованием речевого и наглядно-стимульного материала, по лексическим темам.

Основными направлениями коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются следующие:

  1. Развитие зрительного восприятия.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

  1. Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметнопрактических действий. Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область «Художественное творчество» является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример, работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками, с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психологопедагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

  1. Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

  1. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке, прежде всего, направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением. Получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социальнобытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

— учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.

— комплексный медико–психолого–педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.

— адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.

— дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.

— система работы по социально–бытовой адаптации и самореализации. — создание офтальмологических условий.

— обеспечение оптимальных условий для медико–психологической реабилитации детей.

Детям с нарушением зрения трудно зрительно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье–сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физкультминутки для глаз, для снятия зрительной утомляемости.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них. Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза: мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины и прочее.

Работая в тесном сотрудничестве с родителями, общими усилиями мы обязательно добьемся положительного результата!