Декоративное рисование в подготовительной 03 группе «Дюймовочка» на тему: «Городецкие цветы».
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в частности с городецкой росписью.
Задачи: Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Упражнять в рисовании городецких цветов – розана, купавки; листиков, нанесение оживки с помощью кисти. Развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование: гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги круглой формы (тарелочка).
Городецкая роспись — один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
— Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
— Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны.
1. Широкой кистью тонируем круг под»дерево».
2. Смешиваем белую гуашь с красной и синей, получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги, так называемые «подмалевки».
3. Синей и красной гуашью рисуем»подмалевки»меньшего размера, немного заходя на основной круг.
4. Украшаем наш розан лепестками, на бутонах прорисовываем дуги.
5. Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой, делаем симметричные отпечатки листьев.
6. Ну и наконец, самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим «оживки» белой краской в виде точек, дуг, капелек, штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти чувство меры.
Работы готовы! Почувствовали ли вы себя настоящими мастерами? Понравилось ли занятие? С какой росписью мы познакомились?