Деловая игра:
« О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Подготовил старший воспитатель
Журавская Е.Г.
«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –
это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.Сухомлинский
Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов
Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре
В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
Обобщение опыта работы по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры..
Представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русских народных традициях
План проведения педсовета:
По первому вопросу слушали старшего воспитателя
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по утверждениям доктора философии В.Г. Безносова, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. К сожалению последнее время замечено резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Наш Детский сад уже на протяжении многих лет в приоритет своей деятельности ставит социально – личностное направление и одной из основных задач обозначает задачу «Формирование основ духовности и патриотизма средствами музейной педагогики и народной культуры». За всё это время педагогами нашего детского сада накоплен обширный материал. Разработано и реализовано множество проектов, проведены различные мероприятия, оснащено и оформлена развивающая среда.
Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Интеллектуально-творческая игра
для педагогов ДОУ
«О русских обычаях, традициях
и народном творчестве»
Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.
Здравствуйте, гости дорогие!
Хорошему гостю хозяин рад!
Уж вы, люди – то распрекрасные
Краше вас свет не видывал!
Поглядеть на вас – глаз не отвести.
Мы собрали вас, чтоб напомнить всем
О культуре Руси, о традициях,
О родимой-то о сторонушке,
Чтоб вы знаньями управляли бы,
Да детишкам всем неразумненьким
Их в головушку все бы вкладывали.
Отгадайте загадку:
«В избе – изба; На трубе- труба
Зашумело в избе; зашумело в трубе;
Видит пламя народ; а тушить не идет»
Ответ: Печка
Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.
В каких русских народных сказках можно встретить печь?
Ответ. «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович».
Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.
Ведущая. Предлагаю отгадать загадки.
Ведущий. Задание 2. Определи жанр устного народного творчества
«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)
« Стенка, стенка, потолок.
Два окошка, дверь,
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)
«Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)
« Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всѐ друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!» (частушка)
«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним»
(поговорка)
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)
Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?
Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (слова закуток)
Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.
В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?
Ответ. Красный, значит красивый.
Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.
Продолжи пословицу….
Баснями амбар ……………………….(не наполнишь)
НЕ тот хлеб, что в поле…………(а тот, что в амбаре).
Хвались урожаем………………………(когда рожь в сусек засыпаешь)
Кто веет и сеет,………………(тот не обеднеет).
Что в поле родиться,………………….(всё в доме пригодится)
А сейчас предлагаю ответить на вопросы викторины и показать свои знания о истории Руси, традициях , культуре
Русская кухня
Быт русского народа
Русские народные праздники
Русские былины
1.Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
2.Кто входил в богатырскую заставу? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)
3.Сколько времени длится богатырский сон? (три дня и три ночи)
4.В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимое расстояние, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. Назовите его. (сокол)
5.Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли)
Ведущий . И, как правило, на Руси большое дело заканчивалось пиром да весельем.
Проводится Игра подвижная с участниками мероприятия.
Русская народная игра «Игровая»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления.
Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».