Занятие по автоматизации звуков «Р» и  «Л». — МБДОУ №4 Ласточка

Занятие по автоматизации звуков «Р» и  «Л».

Тема недели: «Насекомые» в младшей группе «Карапузы»
29.04.2022
Консультация «Символы Победы» муз.руководитель З.В. Новгородова
03.05.2022
Показать все

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

— закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

— формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционно- развивающие

-развивать целостное восприятие, память, внимание;

— развивать фонематический слух;

— развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-обогащение и расширение словарного запаса;

— закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать плавный продолжительный выдох.

Задание для закрепления материала.

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л — 1

Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла ал-ар ры-лы
Ло-ро ур-ул ор-ол
Лы-ры ял-яр лу-ру

3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

рад – лад рамка – лавка игра – игла Пров — плов
рак – лак Мила – Кира враг — флаг трон — слон
лама – рама краса – глаза флот – рот плошка — крошка

4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …

 


 

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л — 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла-ра пло-пло-про ро-ло-ро
Ру-ру-лу кра-кла-кла ла-ра-ла

3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:

рубка – голубка выручать – получать игры — иглы
лучей – ручей столы – топоры уплыть — укрыть
прорубь – голубь серый – белый поляк – моряк
Поля – Боря слякоть – крякать пряжка — фляжка
4. Считать до 7 /10/ и обратно « стрелка влево
стрелка вправо
1 7» — глубокая нора

 


 

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л — 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

Серёжа – лёжа мотылёк – пузырёк Полина — перина
полёт – берёт колючий – горючий футболист – турист
верёвка – пелёнка брюква – клюква лейка — рейка
солёный – варёный Марина – малина перец — палец

2. «Запомни, повтори»

футболист – рис – сорить турист – кипарис — солист
перина – Марина – калина люк – трюк — клюв

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
— фотографировать голубей

 


 

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л — 4

ларь прял лавры люстра прялка
литр грел апрель слесарь тарелка
роль рояль брал рельсы кресло
руль орёл лагерь грелка зритель

 

Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я № 1

— Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
— Боре и Оле очень понравилось в ….
— Папа повесил новую ….
— Бабушка налила горячую воду в ….
— Дедушка сел в своё любимое ….

3. «1 стрелка влево
стрелка вправо
6 /10/» — тарелка

 


 

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л — 5

рослый зеркало боролись королева рассол
горло брали прыгали рулет ларёк
кролик ныряли смотрели каравелла крыло
рыхлый играли маляр рулон стрела

 

* Составить предложение со словом «рыхлый».

2. «1 стрелка 7 /10/» — вертолёт; просторный балкон

3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

— рассказать историю про кролика

4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:

Дедушку зовут Лука, Друг позвал меня на пир,
У него болит  … /рука/.  Ел я торт и чай я  … /пил/
Рисовал художник ламу  Зреет на кустах малина,
И картину вставил в … / раму/. Соберёт её … /Марина/. 

 


 

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л — 6

Лариса карусель календарь верблюд адмирал
балерина акварель журнал дирижабль
напролёт глухарь бурливый ювелир
рыболов леопард Валерий кларнет
мармелад лекарство превратили регулировщик

 

2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.

зеркало – смотрела тарелка – приготовила
вертолёт – играл мармелад – попросил
стрела – пролетела  зрители — кресло

 

3. «1 7 /10/» — жонглёр; адмирал

4. Проговаривать

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.

 


 

1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Балерина – акварель – лекарство
Ювелир – просил – бурливый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр

2. Счёт от 1 до 7 и обратно — «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

— полировать рояль

4. Выучить.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.

 


 

1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «долгожданная каравелла»,
«прожорливый крокодил».
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
— фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала.

4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.

 


 

1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Р-Л

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

— расправлять складки на покрывале

3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.

 


 

1. Проговаривать скороговорки.

Л-Р

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

2. Выучить.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

 


 

1. Проговаривать и пересказывать.

Р-Л

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» — назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … — лапа — …
… — глаз — … … — голова — …

 


 

1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) — …, …, … .
Леопард (какой?) — …, …
Ворона (какая?) — …, … .

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги — … (аист) длинный хвост — … (леопард)
острые зубы — … (леопард) острый нос — … (лиса)
красная грудь — … (снегирь) длинные уши — … (кролик)